Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A
Телефон доверия (+998 71) 268-17-44
Электронная почта info@tipme.uz

История ЦРПКМР

Согласно историческим данным, с первых шагов своей деятельности Республика Узбекистан наряду с решением экономических вопросов начала осуществлять мероприятия, направленные на сохранение здоровья народа и снижение заболеваемости. В специальном постановлении Совета народных комиссаров Республики было сказано:

«Здоровье населения является важной гарантией его высоких физических и культурных сил. Медицинская помощь со всеми своими научными достижениями должна служить каждому человеку. Она должна доходить не только до городов, но и до сельской местности».

В целях реализации постановления правительства Народный комиссариат здравоохранения в мае 1926 года созвал съезд работников областных отделов здравоохранения. На съезде были рассмотрены актуальные вопросы здравоохранения: совершенствование деятельности республиканских санитарных организаций для борьбы с малярией, а также вопросы профилактики эпидемиологических заболеваний.

До этого времени лишь немногие врачи направлялись на курсы повышения квалификации в институты Москвы, Ленинграда и Казани. Каждое обучение продолжалось 15–30 дней. Главное же заключалось в том, что там не изучались региональные особенности заболеваний. В связи с растущей потребностью врачей республик Средней Азии в повышении квалификации было признано целесообразным и актуальным организовать подготовку врачей непосредственно в самой республике.

В соответствии с постановлением №459 Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) от 22 июня 1932 года в городе Ташкенте был организован Среднеазиатский институт усовершенствования врачей. Это стало практическим решением актуального вопроса, поднятого Народным комиссариатом здравоохранения ещё в 1926 году.

Основные задачи института были весьма сложными: повышение квалификации врачей на обширной территории, их переподготовка и специализация, подготовка руководителей и организаторов системы здравоохранения, воспитание национальных кадров, а также развитие научного потенциала республики на новый уровень.

Кроме того, коллектив института должен был разрабатывать и внедрять в практику теоретические исследования и методические пособия по предупреждению и лечению особо опасных инфекционных заболеваний, представлявших в то время серьёзную угрозу для жизни населения Туркестана.

 

В первый, начальный год обучения были задействованы все возможности для формирования деятельности кафедр, создания материально-технической базы, планирования и организации учебной и научной работы. В результате, несмотря на различные организационные трудности, уже в 1933 году вуза начал последипломную подготовку врачей на шести существовавших кафедрах. В этом же году впервые 84 врача-слушателя повысили квалификацию по необходимым специальностям. С каждым годом открывались новые кафедры, увеличивалось число слушателей. С 1933 по 1940 год в институте повысили квалификацию 1 330 врачей.

В 1941–1945 годах коллектив института направил свою деятельность на выполнение требований военного времени. Подготовка медицинских работников увеличилась в 5,5 раза. Для нужд фронта и эвакогоспиталей было подготовлено 4585 врачей.

В послевоенные годы масштабы подготовки и повышения квалификации врачей значительно возросли: в 1960 году — 1024 врача, в 1965 году — 2211, в 1975 году — 3031, а в 1981 году — уже 5000 врачей.

Первым директором института был профессор Моисей Ильич Слоним (1932–1938).

С момента основания института в 1932 году до 2017 года должность ректора занимали 11 человек:

Игрон Самуил Маркович (1938–1941), Видутский Моисей Яковлевич (1942–1945), Джура Саидович Пулатов (1946–1953), Махамат Бобожонович Султанов (1953–1957), Зияд Аминович Долимов (1957–1960), Маннап Атаматович Мирзамухамедов (1960–1963), Хамидулла Хусанович Хусанов (1963–1979), Каюм Сабирович Зоиров (1979–1984), Абдуманнон Рахманович Рахимджанов (1984–1997), Джурабой Маруфбоевич Сабиров (1997–2017).

С благодарностью и гордостью коллектив института вспоминает людей, которые стояли у его истоков, заложили прочный фундамент и внесли огромный, бесценный вклад в превращение учреждения в крупный учебный и научный центр.

Выдающийся человек, известный всему миру учёный, один из первых в бывшем Союзе, кто основал кафедру пульмонологии и создал научную школу — доктор медицинских наук, профессор, академик Академии наук Республики Узбекистан Абдулла Мухаррамович Убайдуллаев, вспоминая руководителей института, говорил:

«Я работаю в этом священном учреждении уже 68 лет. В 1958 году, окончив медицинский институт, поступил в клиническую ординатуру и аспирантуру на кафедру терапии Ташкентского института усовершенствования врачей. Ректор института З.А. Долимов принял меня в клиническую ординатуру, на кафедру пульмонологии. Он был человеком умным, проницательным и благородным, никогда не жалел времени, чтобы указать молодёжи верный путь, — один из самых честных и чистых людей, которых я знал».

Во времена руководства М.А. Мирзамухамедова я продолжал свою трудовую деятельность в должности ассистента, а затем доцента.

Х.Х. Хусанов, будучи руководителем, был человеком, близким к народу. По его приглашению я возглавил деканат факультета терапии. В 1975–1986 годах я работал деканом лечебного факультета.

Педагогическая и наставническая деятельность К.С. Зоирова была тесно связана с Ташкентским институтом усовершенствования врачей, где он занимал должность ректора. По его инициативе в 1963 году в институте была организована кафедра общей гигиены. Следует особо отметить, что профессор К.С. Зоиров, занимая пост министра здравоохранения Узбекистана, оказал содействие в создании кафедры «Клиническая пульмонология» в Ташкентском институте усовершенствования врачей. По его просьбе на имя заместителя министра здравоохранения СССР, академика Ю.Ф. Исакова, было направлено обращение с обоснованием необходимости открытия новой кафедры — в связи с высокой распространённостью бронхолёгочных заболеваний среди населения, занятых на хлопковых полях Узбекистана.

18 августа 1977 года я привёз из Москвы приказ № 796 «Об организации кафедры пульмонологии в ТашИУВ». На основании этого приказа в Ташкентском институте усовершенствования врачей была создана кафедра «Клиническая пульмонология».

Уважаемый наставник прилагал все усилия для обеспечения высокого качества подготовки врачей, добиваясь создания необходимых условий для обучения. Благодаря его настойчивости институт получил разрешение на строительство нового здания, и по его инициативе был заложен фундамент. Каюму Сабировичу были присущи такие качества, как прямота, честность, справедливость, решительность и требовательность при решении важных вопросов медицинской науки.

Рахимджанов Абдуманнон Рахманович — выдающийся узбекский учёный-невролог, строгий, но справедливый руководитель, человек добрый, отзывчивый и предельно честный, отличавшийся принципиальностью и внутренней твердостью.

У талантливого руководителя было ещё одно положительное качество — он умел видеть в каждом молодом специалисте способности и потенциал, вдохновлял на новые идеи и замыслы. Обратившись к нему с какой-либо проблемой, всегда можно было рассчитывать на помощь и поддержку.

 

Научно-практическая и организаторская деятельность Абдуманнона Рахмановича отличалась многогранностью и широким размахом. Это особенно ярко проявилось в период начала строительства главного корпуса Ташкентского института усовершенствования врачей и общежития для врачей-курсантов. Ни один руководитель до него не брался за столь масштабную и сложную работу.

Собиров Джурабой Маруфбоевич — крупный организатор системы здравоохранения и медицинского образования, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской медико-технической академии.

В 1989 году по инициативе Дж.М. Собирова была организована кафедра «Скорой и неотложной медицинской помощи», которую он сам возглавил. В 1992 году кафедры анестезиологии и реаниматологии, а также скорой и неотложной медицинской помощи были объединены под его руководством. В настоящее время эти кафедры вновь функционируют отдельно.

В апреле 1997 года Дж.М. Собиров был назначен ректором Ташкентского института усовершенствования врачей. По его инициативе ежегодно проводились научно-практические конференции и семинары с участием ведущих специалистов республики, а также учёных из ближнего и дальнего зарубежья. Разработанные новые технологии и лекарственные препараты активно внедрялись в практическое здравоохранение.

Акилов Хабибулла Атауллаевич — доктор медицинских наук, профессор. В 2003–2017 годах он занимал должность проректора по учебной работе Ташкентского института усовершенствования врачей. С того времени и по настоящее время он возглавляет кафедру хирургии и детской хирургии. Это высококвалифицированный врач и опытный хирург, в совершенстве владеющий методами абдоминальной хирургии. Проводит все виды экстренных и плановых хирургических операций у детей — как говорится, «лёгкой руки» хирург.

Сегодня профессор Х.А. Акилов, возглавляя институт, прилагает усилия к совершенствованию системы непрерывного медицинского образования, укреплению её национальных основ, организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными международными стандартами, — так охарактеризовали его деятельность коллеги.

Слова от души кандидата медицинских наук, доцента Мамотовой Талихи Шукуровны:

«Я работаю в этом священном высшем учебном заведении уже 50 лет. В 1972 году моё заявление о поступлении в аспирантуру подписал ректор института, доцент Х.Х. Хусанов. В последующие годы я работала под руководством профессоров К.С. Зоирова, А.М. Рахимджанова, Дж.М. Собирова, а ныне — под руководством профессора Х.А. Акилова».

В этом институте, на кафедре оториноларингологии, я прошёл большую педагогическую, профессиональную и научную школу, став наставником для молодёжи. Ведь на кафедре, где я работаю, трудились известные не только в Узбекистане, но и во всём бывшем Союзе профессора-оториноларингологи — К.А. Дреннова, Е.А. Ладиженская, Г.Т. Ибрагимов, а также целый ряд опытных доцентов и ассистентов-преподавателей. На протяжении всей моей трудовой деятельности их советы служили для меня важным ориентиром и поддержкой.

За годы работы я занимался не только теоретической педагогикой, но и практической медициной, привлекая молодёжь к науке. Под моим руководством подготовлены три кандидата медицинских наук, ещё четверо — находятся на завершающем этапе защиты. Опубликовано более 200 научных статей.

И впредь, пока хватит сил, я готов с преданностью продолжать трудиться в этом благородном учебном заведении. Кафедра оториноларингологии, в стенах которой мне посчастливилось работать, имеет славную историю — более 90 лет со дня основания. Я горжусь тем, что являюсь её частью.

Обратим внимание на размышления доктора медицинских наук, профессора, академика Академий наук России и Нью-Йорка, почётного академика Национальной академии наук Кыргызской Республики, заслуженного врача Республики Узбекистан Бахрамова Саиджалола Махмудовича:

«В Ташкентском институте усовершенствования врачей я работаю с 1985 года: с 1985 по 2016 годы занимал должность заведующего кафедрой гематологии и трансфузиологии, а с конца 2016 года — профессора этой кафедры. В этом высшем учебном заведении системы повышения квалификации я тружусь уже 40 лет. В качестве преемника на должность заведующего кафедрой я рекомендовал своего ученика — доктора медицинских наук, талантливого молодого специалиста и учёного Э.Ж. Исхакова, который с честью исполняет свои обязанности.

XX век подарил человечеству такие открытия, изобретения и достижения, каких не знали предыдущие девятнадцать столетий, и навсегда вписал своё имя в историю как век научно-технической революции. Этот легендарный век озарил своими золотыми лучами и нашу родную землю — Узбекистан, став началом новых радостных свершений и больших достижений».

В частности, в 1919 году в столице бывшего Союза — Москве — впервые был создан организационный комитет по открытию в Ташкенте Туркестанского университета. В его состав был привлечён впоследствии академик, заслуженный деятель науки Узбекистана Александр Николаевич Крюков. Этот выдающийся учёный в 1920 году был назначен директором медицинского факультета вышеупомянутого (ныне Национального) университета.

Именно в то время этот известный врач и педагог-учёный, глубоко переживавший за будущее здравоохранения, впервые поднял вопрос о необходимости создания учреждения для повышения квалификации будущих коллег. Сейчас мы находимся на пороге 95-летнего юбилея воплощения этой мечты, иншаллах. За прошедшие годы Ташкентский институт усовершенствования врачей возглавляли многие известные врачи-организаторы и учёные, внёсшие весомый вклад в его развитие.

Здесь мы хотели бы кратко и объективно рассказать о тех педагогах-учёных, которые в разные годы несли и несут ответственность за руководство институтом.

Зоиров Каюм Сабирович — профессор, участник Второй мировой войны, занимал должность министра здравоохранения Узбекистана и был ректором Ташкентского института усовершенствования врачей. Когда я работал заместителем председателя Учёного совета Министерства здравоохранения Узбекистана (1982–1984 гг.), мне посчастливилось быть знакомым с деятельностью института и лично встречаться с его руководителем. Уважаемый Каюм Сабирович был человеком прямым, открытым в разговоре, внушающим уважение и отличавшимся выдержкой. Его честность и справедливость всегда привлекали внимание окружающих. Каюм Сабирович прилагал все усилия, чтобы обеспечить качественное повышение квалификации врачей и создать для этого все необходимые условия.

Рахимджанов Абдуманнон Рахманович — выдающийся учёный-невролог. Он был последователем известных учёных Я.Я. Гордона и профессора Шерешевского. Благодаря своей творческой научной деятельности был избран академиком Академии наук Узбекистана, став признанным врачом и талантливым организатором. Под руководством Абдуманнона Рахмановича были завершены строительство главного корпуса Ташкентского института усовершенствования врачей и возведение общежития для студентов. Он уделял особое внимание работе и кадровому составу как головного института, так и его филиалов в Самарканде и Андижане.

Собиров Джурабой Маруфбоевич — профессор, заслуженный работник здравоохранения Узбекистана, умелый организатор и педагог-учёный, на протяжении двадцати лет возглавлявший крупный ташкентский институт — Ташкентский институт усовершенствования врачей. Он всегда стремился к новаторству, обладал качествами руководителя, умеющего внимательно выслушать собеседника, быстро уловить его идеи и стремиться к их практическому воплощению. Известно, что он с полной отдачей следил за развитием всех направлений деятельности возглавляемого им института. Наконец, Дж.М. Собирова следует считать учёным-организатором, который заложил основу возрождения и развития одной из важнейших отраслей узбекской медицины — реаниматологии и анестезиологии.

Акилов Хабибулла Атауллаевич — доктор медицинских наук, профессор. Здесь хотелось бы особо отметить, что значительные достижения в науке и жизни возможны лишь там, где существуют научные школы, поскольку именно в них сохраняется преемственность передовых идей и опыта. Хабибулла Атауллаевич прошёл обучение сразу в двух таких школах. Во-первых, он является учеником своего отца — известного учёного и организатора, профессора Атауллы Турахановича. Во-вторых, почти в течение двадцати лет, работая под руководством ректоров К.С. Зоирова и А.Р. Рахимджанова, а также в тесном сотрудничестве с Дж.М. Собировым, он обогатил свой профессиональный опыт.

Кроме того, Хабибулла Атауллаевич является продолжателем детской хирургической школы, основанной в Узбекистане профессором К.Х. Тагировым, и поднял её на новую, более высокую ступень развития, став опытным хирургом и учёным. В настоящее время он прилагает все усилия, чтобы вывести процесс повышения квалификации врачей на уровень мировых стандартов. Да будут благословенны его труды!

Академик Хабибулла Акилов является одним из талантливых учеников выдающихся учёных В. Вахидова и Ф.Г. Назирова. Он — известный учёный, квалифицированный хирург, многопрофильный специалист, автор более 500 научных статей, четырёх монографий, а также ряда авторских свидетельств и методических рекомендаций.

Как наставник он пользуется глубоким уважением, подготовил 10 докторов и 30 кандидатов наук по специальностям общей и детской хирургии.

Профессор Хабибулла Атауллаевич Акилов успешно сочетает научно-педагогическую, консультативно-лечебную и организационную работу. С 1999 года по настоящее время он пять раз избирался в Народные депутаты города Ташкента. Является председателем Научного общества детских хирургов Узбекистана. Академик Российской академии медицинских и технических наук.

За многолетние заслуги Хабибулла Атауллаевич был награждён высокими государственными наградами: орденами «Знак Отличия в здравоохранении», «10, 20, 30-летие независимости», «Почётный работник труда I степени», а также орденом «За самоотверженный труд». Академик Академии наук Узбекистана «Турон».

Теперь остановимся на мнении академика, профессора, основателя ультразвуковой диагностики в Узбекистане, Акрама Акмаловича Фозилова:

«Весной 1987 года, после смерти профессора Вали Гуломовича Ходжаева, который долгие годы возглавлял кафедру онкологии Ташкентского института повышения квалификации врачей, был объявлен конкурс на должность заведующего кафедрой онкологии института. В это время ректор института, академик Абдуманнон Рахмонович Рахимджанов, обратился к директору Научно-исследовательского института онкологии и радиологии академику Наримону Кодировичу Муратходжаеву с просьбой пригласить ведущих учёных института принять участие в конкурсе. Тогда Наримон Кодирович предложил мне, то есть Акраму Акмаловичу Фозилову, и доктору медицинских наук Арефию Александровичу Кочегарову подать документы для участия в конкурсе. Конкурс длился достаточно долго. В это время я, сдав документы в Комитет по науке СССР, находился в Кабуле, столице Афганистана, готовясь к проведению большой выставки по развитию медицины в Узбекистане».

Во время проведения конкурса я ещё находился в Кабуле, где готовил и руководил проведением крупного научного мероприятия в качестве директора выставки. На это мероприятие прибыли ведущие учёные под руководством министра здравоохранения Узбекистана профессора С.М. Бахромова: академик Й.Х. Туракулов, профессора Т.А. Даминов, из Андижана профессор Мирзаев, а также профессор Ш.Х. Ходжаев и другие опытные специалисты из Ташкентского института повышения квалификации врачей. Это мероприятие заложило крепкий фундамент афгано-узбекской дружбы. Там же прошла встреча с узбекской интеллигенцией, на которой были высказаны очень положительные отклики.

Я лично не участвовал в конкурсе, однако в конце октября 1987 года меня назначили заведующим кафедрой онкологии. Конечно, руководство кафедрой онкологии в Ташкентском институте повышения квалификации врачей стало для меня большой честью и ответственностью. Эта честь и ответственность заключалась в том, что институт занимал ведущие позиции в бывшем СССР. В этом институте работали опытные академики И.К. Мусабаев, Ш.А. Алимов, ныне действующие академики А.М. Убайдуллаев, С.М. Бахромов, Ф.Г. Назаров и их команды, которые с момента становления института до настоящего времени поддерживают высокий научный и организационный потенциал. Работать в таком институте было, безусловно, ответственно.

В ходе наших бесед Абдуманнон Рахмонович поставил передо мной несколько задач для дальнейшего развития кафедры онкологии. В первую очередь это включало своевременную диагностику опухолевых заболеваний, внедрение в учебный процесс современных методов лечения, а также новых передовых технологий — хирургических методов, химиотерапии, лучевой терапии и стандартных лечебных процедур, соответствующих современным мировым стандартам. В реализации этих задач огромную поддержку и стимул оказала помощь сотрудников кафедры в повышении их профессионального потенциала.

В 1988 году по поручению Министерства здравоохранения СССР наша академия была проверена крупной комиссией под руководством ректора Центрального института повышения квалификации врачей в Москве, профессора Гаврюшова. По результатам проверки потенциал нашего института был высоко оценен, и ему был присвоен статус института первой категории. Этот статус имели только ленинградский и харьковский институты повышения квалификации. По итогам работы комиссии были обозначены задачи по материально-техническому обеспечению института и дальнейшему повышению потенциала кадров.

С 1992 по 1998 годы я работал проректором по учебной работе. Этот период был одним из самых трудных и ответственных в жизни института, так как в условиях независимости Узбекистана шло пересмотрение учебно-практических процессов на основе Закона о подготовке кадров. В этом направлении под руководством Абдуманнона Рахмоновича опытные деканы института давали ценные советы.

10 ноября 1998 года в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан о коренной реформе системы здравоохранения, под руководством Абдуманнона Рахмоновича началась работа по созданию первичного звена медицины, подготовке сельских врачебных пунктов, подготовке сельских врачей общей практики и дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи. Подготовка сельских врачей общей практики была совершенно новым направлением для Узбекистана. В этой работе особенно значительный вклад внес Улугбек Каримович Каюмов. В этом направлении было разработано несколько различных учебных программ. Министерством здравоохранения была утверждена 10-месячная учебная программа, разработанная институтом.

«Герой Узбекистана», доктор медицинских наук, профессор Комилов Халиджон Махамаджонович поделился своими воспоминаниями следующим образом:

«В 1957–1988 годах кафедрой офтальмологии Ташкентского института повышения квалификации врачей руководил мой отец, мой наставник, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, заслуженный врач Республики Узбекистан, доктор медицинских наук, профессор Махамаджон Комилович Комилов. Большое значение для моего становления как врача и ученого имели отец и семейная атмосфера.

В 1988 году, после выхода моего отца на пенсию, по приглашению ректора Ташкентского института повышения квалификации врачей, академика Абдуманнона Рахмоновича Рахмонова, я стал заведующим кафедрой офтальмологии этого института и продолжаю работать на этой должности до настоящего времени.

Доктор медицинских наук, профессор Собиров Джурабой Маруфбаевич, который работал ректором Ташкентского института повышения квалификации врачей, и в настоящее время доктор медицинских наук, профессор Акилoв Хабибулло Атоуллаевич вносят значительный вклад в переподготовку и повышение квалификации множества врачей в Республике Узбекистан, поднимая процесс обучения на современный уровень…»

В «Национальной энциклопедии Узбекистана» об этом научном центре говорится следующее: «Институт является базой Всемирной организации здравоохранения по подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов».

В институте проводятся международные семинары и симпозиумы. Издаются монографии, учебники, методические пособия и сборники научных трудов.

В разные периоды деятельности института ведущие ученые и организаторы здравоохранения в области послевузовской подготовки и повышения квалификации врачей: профессора С.А. Агзамходжаев, Н.А. Шаматов, К.Ю. Юлдашев, М.К. Комилов, Н.К. Бабаходжаев, Ш.Х. Ходжаев, Р.А. Абдуллаев, З.М. Джамалова, А.С. Зарзар, Г.Т. Ибрагимов, Д.С. Каримов, А.А. Каланходжаев, Х.Н. Муратова, А.Р. Мансуров, Ш.Ш. Шомансуров, Х.А. Алимов, О.М. Мухторов, М.Х. Хамидова, М.А. Исамухамедова, Х.Т. Мухамедова, Д.Ф. Каримова, М.Дж. Азизов усердно трудились и подготовили многочисленных учеников (да пребудет с ними милость Божья).

 

С марта 2017 года Хабибулло Атауллаевич Акилoв занимает пост двенадцатого ректора. В 2021 году по специальному распоряжению институт был реорганизован в Центр повышения квалификации медицинских работников – Ташкентский институт повышения квалификации врачей, и с тех пор директором центра является Хабибулло Атауллаевич, умело руководя им до настоящего времени.

Приоритетные направления деятельности центра изменились, однако основные задачи остались прежними: проведение научных исследований и методическое обеспечение системы последипломной подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров.

Мы с гордостью отмечаем и выражаем уважение выдающимся ученым, преданным своему делу, продолжившим дело своих наставников, создавшим школы и подготовившим множество достойных учеников: академиков А.М. Убайдуллаев, С.М. Бахромов, Ф.Г. Назиров; профессоров А.А. Фозилов, Д.А. Асадов, Ф.С. Шамсиев, Ф.И. Хамрабоева, Д.М. Собиров, М.А. Гофур-Охунов, Х.А. Акилoв, Б.Г. Гафуров, А.Н. Арипов, А.А. Гайбуллаев, Ш.Э. Атаханов, Д.А. Зарединов, А.А. Абдукодиров, Ш.Б. Иргашев, Ш.Ш. Шамансуров, М.М. Асатова, Ф.Д. Каримова, Г.А. Ибадова, Л.А. Турсунходжаева, А.В. Фозилов, Э.М. Мирджораев, Х.Н. Мухитдинова, Э.И. Мусабаев, Х.М. Комилов, М.С. Касимова, У.Х. Алимов.

В многочисленных Указах и Постановлениях Правительства нашей страны особо подчеркивается бесценное значение непрерывного образования для повышения профессионального уровня врачей и развития их квалификации.

Ученые Центра разработали концепцию привлечения работников системы здравоохранения к непрерывному профессиональному обучению. Цель этой концепции – расширение и закрепление знаний и навыков, их переизучение и применение на практике на высоком уровне.

В настоящее время существует два формата непрерывного образования: очное и дистанционное обучение. Дистанционное обучение особенно привлекательно для практикующих врачей, так как позволяет осваивать лекционный материал в удобное время без отрыва от работы, потери зарплаты, а также без лишних затрат времени и денег на поездки.

Для дистанционного обучения применяются различные организационно-технические решения: специальные сайты на платформе Moodle, телевидеоконференции, семинары и др.

Одним из основных видов последипломной подготовки медицинских кадров является клиническая ординатура – высшая форма повышения квалификации и профессионального уровня медицинских работников. В годы независимости Узбекистана клиническая ординатура стала одной из ключевых составляющих многоуровневой системы непрерывного образования. В этом контексте в 2007 году в институте был создан деканат клинической ординатуры.

Принятие такого важного решения в истории института имело свои объективные причины. Во-первых, наличие высококвалифицированных научно-практических кадров, сформировавших собственные научные школы в институте; во-вторых, богатая материально-техническая база, созданная за последние десятилетия, обеспечивающая возможность оказания высокотехнологичной и квалифицированной медицинской помощи; и, наконец, в-третьих, наличие учебной программы по подготовке клинических ординаторов, разработанной учеными института и утвержденной в установленном порядке Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

В настоящее время Центр в своей деятельности по вопросам клинической ординатуры руководствуется законодательством Республики Узбекистан, Указами Президента, постановлениями и распоряжениями, решениями Кабинета Министров, приказами Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства здравоохранения. Основными направлениями деятельности клинической ординатуры являются учебно-методическая, научно-исследовательская, лечебно-профилактическая и воспитательно-просветительская работа.

Институт (Центр) установил научно-практическое сотрудничество с рядом зарубежных медицинских центров и образовательных учреждений: Венский медицинский университет (Австрия), Медицинский институт города Грац (Австрия), Открытый медицинский университет (Австрия), Институт поддержки создания и внедрения новых технологий и инноваций Бранденбурга (Германия), Медицинский комплексный университет «Charité» (Германия), Госпиталь Сан-Камилло-Форлани, Рим (Италия), Экспериментальный онкологический университет Виттен/Хердеке (Германия), Колледж стоматологии Йонсейского университета (Южная Корея), Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфандиярова (Казахстан), Курский государственный медицинский университет (Россия), Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И. Мечникова (Россия), Российская академия последипломного образования (РMAPO), кафедра анестезиологии и реаниматологии Университета Мерси (Турция), Медицинский университет Гессена (Германия) и другие.

 

Отдел международных связей является инициатором и организатором двухэтапного курса изучения английского языка для медицинских работников. Занятия проводятся на основе удобных учебных пособий по медицинской терминологии, разработанных кафедрой социально-гуманитарных наук.

Сотрудники Центра активно участвовали в борьбе с COVID-19 и в эффективном лечении заболевших. К сожалению, жестокий вирус забрал из жизни заведующую кафедрой «Кардиология и функциональная диагностика» Ярмухамедову Гульнору Хабибовну и ассистента кафедры «Ультразвуковая диагностика» Алимардонова Арифжона Розимуродовича. Они были преданными своему делу профессионалами.

В условиях современного стремительного времени, при усложняющейся глобальной конкуренции, потребность в высокоинтеллектуальных кадрах — особенно в представителях медицинской отрасли — как никогда возрастает. Исходя из поставленных перед собой крупных и ответственных задач, Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников Республики Узбекистан, благодаря глубоким преобразованиям в организации образовательного процесса на основе совместных образовательных программ Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и зарубежных партнерских высших учебных заведений, получил «Сертификат международной институциональной аккредитации», подтверждающий соответствие стандартам институциональной аккредитации ECAQA для послевузовских и дополнительных образовательных медицинских учреждений.

Достижение такого высокого уровня ответственности и его конкретное воплощение через результаты и практическую работу является достойным вкладом в масштабные мероприятия, инициированные под руководством уважаемого Президента нашей страны, в рамках закладывания основы третьего Ренессанса в Узбекистане.

Сегодня во всем мире обсуждается дальнейшее развитие медицинского образования и его роль в укреплении здоровья населения. Процесс обучения должен непрерывно сопровождать всю профессиональную жизнь врача.

Коллектив Центра, готовясь к празднованию 95-летнего юбилея этого священного учреждения науки, глубоко осознаёт высокую значимость этих процессов. В первую очередь Центр мобилизует все свои возможности для организации процесса, который отвечает современным образовательным требованиям, отличается удобством, непрерывностью и высоким качеством, и, самое главное, направлен на удовлетворение потребностей врачей в обучении.